12:00 25 декабря 2018
Взрыв в пустыне позволил ученым создать удивительные устройства для Венеры

В тихой пустыне около Пахрампа, штат Невада, исследователи создали искусственное землетрясение, что позволит ученым НАСА узнать, почему Венера эволюционировала не так, как Земля.

“Мы никогда не проводили прямых сейсмических измерений на Венере, - сообщил Сиддхарт Кришнамурти, член экспериментальной группы Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в Пасадене, Калифорния, как передает ScienceMag. – У нас есть шары, которые позволят нам открыть несколько важных тайн планеты”.

В ходе испытаний, проведенных 19 декабря, исследователи из Министерства энергетики США произвели 50-тонный химический взрыв на глубине примерно 300 метров под землей, чтобы создать толчок магнитудой 3-4 балла для проверки способности обнаруживать подземные ядерные взрывы. Кроме того, исследователи также подняли над площадкой два гелиевых шара на несколько сотен метров над землей. К воздушным шарам были прикреплены барометры для измерения изменений атмосферного давления и обнаружения инфразвуковых волн землетрясения, низкочастотных акустических колебаний ниже порога человеческого слуха.

Подобная установка может однажды воспарить над Венерой. Условия на поверхности планеты весьма непростые: температуры достаточно высоки, чтобы плавить свинец, а давление настолько велико, что оно может разрушить подводную лодку. Любому посадочному кораблю будет трудно обнаружить толчки. Но в 50 километрах над поверхностью температура и давление удивительно мягкие, идеально подходящие для воздушного шара (за исключением небольшого количества серной кислоты в атмосфере, которая содержит 96% углекислого газа). В 1985 году Советский Союз показал, что это можно сделать, запустив в этот слой два шара на 2,5 дня. Они прекратили запись данных только тогда, когда кончился заряд их батарей.

Воздушные шары могут обнаруживать подземные толчки, потому что атмосфера Венеры намного плотнее, чем у Земли: волны лучше переносятся с земли в воздух и быстрее передвигаются. Основываясь на предварительных расчетах, ученые считают, что смогут фиксировать землетрясения на Венере с магнитудой от двух баллов. Эта цель была достигнута благодаря первоначальному испытанию в пустыне в 2017 году - сбросу 13-тонного груза с высоты 1,5 метра, это доказало, что инструменты могут улавливать инфразвуковые волны от сотрясений и определять направление землетрясения.

Однако перевод результатов испытаний на Венеру может быть несколько сложным. На Земле время и характер испытательных землетрясений были известны экспериментаторам, а отделить нужный сигнал от фонового грохота на Венере, где ветра имеют сверхзвуковую скорость, будет непросто.