16:19 7 ноября 2018
Ученые нашли черную дыру, которая действует как гигантский фонтан
сюжет

Примерно в миллиарде световых лет от Земли обнаружена гигантская эллиптическая галактика, в самом сердце которой находится огромная черная дыра, испускающая холодный молекулярный газ, который затем попадает в черную дыру, образуя своего рода “фонтан”.

Согласно ScienceAlert, такое явление известно как “фонтан”, когда  галактика перерабатывает звездообразующую материю. Астрономы обнаружили его в галактике кластера, известного как Abell 2597.

“Возможно, это первая система, в которой мы находим четкие доказательства как притока холодного молекулярного газа в сторону черной дыры, так и оттока струй, запускаемых черной дырой, - пояснил Грант Тремблей из Гарвардско-Смитсоновского центра астрофизики. - Супермассивная черная дыра в центре этой гигантской галактики действует как механический насос в фонтане”.

Разумеется, черная дыра фактически не извергает материю. По мере того как активная черная дыра “питается”, материя образует аккреционный диск, который попадает в него подобно тому, как, например, вода стекает в канализацию. Но не вся материя попадает в черную дыру.

Некоторая ее часть направляется к полюсам, возможно, через магнитные полевые линии, подобно заряженным частицам от движения солнечного ветра вдоль магнитных полевых линий Земли в полярных сияниях. Но динамика черной дыры иная; вместо сияния они производят мощные струи плазмы, движущиеся со скоростью света в космос.

В случае сверхмассивной черной дыры, питающей кластерную галактику Abell 2597, ее струи испускают холодный молекулярный газ на расстояние 9 килопарсек (30 000 световых лет) в космос.

Затем этот холодный газ сливается обратно в резервуар, который поступает в аккреционный диск черной дыры - огромную нитевидную туманность с массой, эквивалентной примерно 3 миллиардам солнечных лучей, охватывающей 30 килопарсек (100 000 световых лет) в центре галактики.